Питание

Нормативные правовые документы

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию питания в учреждении дошкольного образования - https://adu.by/ru/pedagogam/organizatsiya-pitaniya.html (перейти по ссылке)

свернуть

Организация питания воспитанников в ГУО "Детский сад № 2 г. Островца"

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в работе нашего дошкольного учреждения вопрос организации рационального питания является одним из приоритетных.
развернуть

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307» предусмотрено изменение размера взимания с родителей (законных представителей) платы за питание детей. Устанавливается, что плата за питание детей взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения. Это позволит повысить качество организации питания детей в учреждении дошкольного образования. После принятия данного постановления:

   Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается:

- с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;

- с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а именно:

- военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

- военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

   При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

- удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

- выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

- удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

   Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

- для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

- для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

  Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

- удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

- удостоверение на право представления интересов подопечного и справка о месте жительства и составе семьи.

   При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

- справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

- справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

   Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

   Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

  На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

  Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

   При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

свернуть

Диетическое питание

Лечебное, или диетическое, питание – это патогенетически обоснованное питание детей. при острых и хронических заболеваниях. на всех этапах- от обострения до ремиссии включительно.
развернуть

 Дошкольные учреждения часто посещают дети, требующие индивидуальной коррекции рационов питания.

   ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Лечебное, или диетическое питание – это патогенетически обоснованное питание детей при острых и хронических заболеваниях на всех этапах, от обострения до ремиссии включительно.

   Основными принципами диетического питания являются:

  • полное обеспечение организма белками, жирами, углеводами, а также незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы) в разных соотношениях;
  • соответствие химической структуры пищевых продуктов функциональному состоянию ферментных систем организма пациента;
  • щажение поврежденных болезнью ферментных систем организма пациента путем введения или, напротив, исключения каких-либо специфических факторов питания;
  • адаптация кратности приема пищи и ее кулинарной обработки к особенностям нарушения функции системы пищеварения;
  • последовательный переход от щадящих рационов питания к более расширенным;
  • сочетание в необходимых случаях различных способов введения пищи (питательных веществ).

    Таким образом, целью диетического питания является не только жащение и предоставление относительного покоя поврежденным болезнью органам и системам, но и восстановление их нормального функционирования.

    Основным принципом построения рационов диетического питания (лечебных диет) является строгое соответствие количества и качества пищевых веществ принятой пищи действительным потребностям больного организма. Для этого в формулу сбалансированного питания здорового человека вносятся те или иные изменения, обусловленные характером заболевания.

 

     Для получения диетического питания необходимо:

1. Заявление родителей.

2. Справка из детской поликлиники о нуждаемости ребёнка в диетическом питании (с указанием аллергологического анамнеза и рекомендациями врача).

   Данные документы необходимо предоставлять на момент поступления ребёнка в детский сад, а затем 1 сентября ежегодно (или по мере необходимости).

    На основании данных документов издается приказ по учреждению об организации диетического (щадящего) питания для воспитанника.

   В учреждении дошкольного образования медицинским работником составляется список детей, находящихся на индивидуальном питании (диете), в соответствии с рекомендациями врача (с указанием непереносимых ребенком продуктов, рекомендаций по их замене и мер по организации дополнительного питания). В суточных рационах для таких детей выделяется отдельная графа, содержащая вводимые в отступление от общего меню продукты с утверждением необходимой замены медицинским работником. Список находится у медицинской сестры, на пищеблоке и в групповой ячейке.

  При составлении дневного рациона для детей, получающих индивидуальное питание, допускается отклонение от установленных Норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом их замены в соответствии с рекомендациями врача дошкольного учреждения (врача-педиатра участкового, врача общей практики).

свернуть

Денежные нормы

ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ НА ПИТАНИЕ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2023 г. № 555 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317

с 1 сентября 2023 года расходы на питания воспитанников в учреждении дошкольного образования составили:

ясли (2-3 года) - 3,59

сад (3-7 лет) - 4,71

 

 
 
свернуть

Игры на кухне

Часто у вас возникает вопрос – когда заниматься с ребенком? Ведь работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени . Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, которые вы легко сможете провести с ребенком на кухне, не отрываясь от домашних дел.
развернуть

В последние время родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

 Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

 Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Рекомендую начинать активную тренировку пальчиков с самого раннего возраста. Для этого можно использовать:

 переливание жидкостей из одной емкости в другую;

 игры с мозаиками и пазлами;

 раскладывание пуговичек или других предметов по размеру;

 игры с конструктором (подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка);

 застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и завязывание шнурков;

лепка из пластилина;

 рисование пальчиками (сейчас для этого существуют специальные краски);

 вырезание из бумаги разных фигурок;

 постройки из песка или камешков замков, горок и других фигур (на прогулке);

 перебирание разных круп, таких как горох, фасоль, гречка;

 закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков;

 поиск разных предметов закопанных в песке.

Но в отдельную категорию игр хотелось бы отнести игры на кухне. Участие ребёнка в кухонных делах — занятие, которое может быть не только интересным, но и очень полезным для него. Соглашаясь принять помощь на кухне, вы даёте ему почувствовать себя полезным, настоящим помощником. Конечно, ребенок должен выполнять посильную, несложную работу, однако даже незамысловатые действия и просто наблюдение за мамиными делами оказывает немалое влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и интеллекта ребёнка. Пока на плите что-то варится, тушится и не требует постоянного помешивания, можно поиграть со своим малышом.

Классический вариант – игра «Золушка». Перенесите сказку на кухню и помогите главной героине. Играя с ребенком можно ограничиться горстью фасоли и, допустим, гречки.

У педагога Марии Монтессори есть специальное упражнение – пересыпать крупу или муку с помощью ложки из одной миски в другую. Ребенок с радостью поможет вам замесить тесто, насыпая муку из банки в миску. А как интересно просеивать муку или манку через самое настоящее сито! Кстати, если насыпать ту же муку или манку тонким слоем на подносе, можно порисовать по ней пальчиком, например, буквы или цифры. Слегка встряхнули поднос, и крупинки снова легли на нем ровным слоем – можно опять рисовать!

Завинчивать крышки на банках и бутылках – тоже отличное упражнение для развития мелкой моторики.

Завораживают детей и игры с водой. Можно переливать воду из чашки в узкое горлышко бутылки. Это очень сложно!

Макаронная фантазия

Раскрашенные гуашью макароны – это отличный материал для множества полезных вещей: бус, аппликаций, даже коллажей. Для того, чтобы готовые поделки не пачкали потом рук, можно смешать гуашь с клеем ПВА в пропорции 1:1. Впрочем, красить необязательно. Неокрашенные макароны (с отверстием) тоже можно нанизывать на прочную нитку, выкладывать из них узоры на залепленной пластилином картонке и попутно изучать цвета и формы. Макароны разного вида можно сортировать и считать.

Экспериментировать можно не только с макаронами, но и с различными крупами, горохом, фасолью.

Раз картошка, два картошка...

А как насчет арифметики? Ваш ребенок уже вполне в состоянии посчитать, сколько картофелин и морковок понадобится вам для супа. А по ходу дела ненавязчиво можно заметить: «Смотри, у нас тут три картофелины и две морковки. А всего – пять овощей». Заодно тренируем и логическое мышление, ведь мы объединили картошку и морковку одним понятием «овощи». Или доверить ребенку разобрать пакеты, принесенные из магазина, поиграв в «Классификации»: молочные продукты – на стол, овощи – на нижнюю полку холодильника, фрукты – в корзину.

Помогаем маме

Ребенку в возрасте 5-7 лет уже можно доверить простые кухонные операции. Например, почистить отварные яйца, перемешать салат, накрыть на стол, посчитав предварительно, сколько понадобится тарелок, ложек, вилок и ножей. Комментируем: «Нож – справа, вилка – слева». Именно в таких простых, но в то же время очень осмысленных действиях прекрасно закрепляются основные логические понятия. Для детей – это весьма интересный процесс, они чувствуют свою причастность к настоящему, взрослому делу. Конечно, вам захочется исправить его неумелые действия, поровнее поставить приборы и перемыть посуду после ребенка. Постарайтесь сделать это незаметно, зато в разговоре с мужем или подругой обязательно похвалите своего маленького помощника!

Что изменилось

Кухня – прекрасное место для того, чтобы потренировать внимательность. Разложите перед малышом несколько любых предметов (это могут быть фрукты, овощи, столовые приборы и пр.), для начала хватит 3-4. Теперь пусть ребенок отвернется, а вы уберите один из предметов. Более сложный вариант – не убирать предмет из поля зрения, а переставить на другое место. Задача малыша – восстановить исходное положение вещей.

Третий лишний

Это еще одна логическая игра, которая активизирует навыки анализа. Положите перед ребенком, допустим, яблоко, апельсин и коробок. Кто лишний в этой компании? Ответ нужно обязательно обосновать, причем, попытайтесь сделать это различными способами. Например, яблоко и апельсин можно катать, а коробок – нет. А почему? Потому что яблоко и апельсин – круглые, а коробок – прямоугольный. Яблоко и апельсин – съедобные, а коробок – нет. А что общего у этих предметов? Может быть, наличие оболочки (кожуры, коробочки), под которой спрятано содержимое? Как видите, открывается огромное поле для творческого мышления и нестандартных решений.

Попробуйте группировать предметы по форме (круглые или удлиненные), цвету, размеру (большие и маленькие), назначению (что пригодится для сладких блюд, а что – для соленых) и т.д.

Если ребенок уже знаком с буквами, можно выкладывать из магнитной азбуки слова (удобнее это делать на холодильнике): названия продуктов, кухонной утвари, меню сегодняшнего обеда и пр. В процессе ненавязчиво можно заметить, что говорится «нош», а пишется «нож», потому что «ножИ». Знания, полученные « на ходу», усваиваются значительно лучше!

Тили-тили тесто...

Специальное соленое тесто пригодится для поделок. Для такого теста необходимо смешать в равных пропорциях муку и мелкую соль, добавьте воды до консистенции мягкого пластилина, и после этого можно лепить самые разные фигурки, которые позже постепенно затвердеют на воздухе.

Но, возможно, ваш малыш жаждет на равных правах принимать участие в подготовке ужина? Тогда предложите ему раскатать песочное тесто, вырезать формочками печенье, украсить его изюмом или орехами. Вам останется лишь поставить противень с печеньем в духовку, а потом торжественно водрузить на стол первый кулинарный шедевр вашего чада.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, а школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Литература:

1. Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №6 (65).

2. http://mama.passion.ru

свернуть

Меню выходного дня

Меню детского сада значительно отличается от того рациона который вы предлагали малышу дома. Практически у всех родителей юных детсадовцев возникает один очень важный и злободневный вопрос: чем накормить ребенка на ужин?
развернуть

МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ 

на зимне-весенний период детей раннего возраста

1-ая неделя  СУББОТА

 

ЗАВТРАК  

Бутерброд с маслом                          35

Каша жидкая молочная ячневая   150

Кофейный напиток с молоком       150

ОБЕД       

Салат из свеклы с черносливом

орехами и чесноком

с маслом растительным                   40

Суп –пюре из картофеля               150

Рулет с луком и яйцом                               50

Макаронные изделия отварные      100

Кисель из свежих яблок                 150

Хлеб ржаной                                     20

Хлеб пшеничный                                        20

ПОЛДНИК       

Суфле творожное

со сметаной                                 100,10

Сок                                                    150

Фрукты                                      шт./100

УЖИН     

Салат «Витаминный»

с растительным маслом                 40

Котлеты «Здоровье»                      60

Пюре картофельное                     100

Чай с сахаром                           140/10

Хлеб ржаной                                    20

Хлеб пшеничный                                       15

 

Ведущий специалист (инженер-технолог по питанию)

сектора по организации питания ГЦХОУ  М.П. Политанская   

 

1-ая неделя ВОСКРЕСЕНЬЕ

ЗАВТРАК     

Бутерброд с мёдом      40

Каша вязкая пшеничная       100

Чай с сахаром     14,0/10

Хлеб ржаной      15

ОБЕД       

Салат  «Заря» маслом растительным     40

Суп крестьянский с овсяной крупой       150,0/0

Зразы рубленые 50

Пюре картофельное    100

Компот лимонный       150

Хлеб ржаной      20

Хлеб пшеничный         40

ПОЛДНИК       

Булочка вкусная 50

Сок   150

Фрукты      шт./100

УЖИН     

Кальмары в сметанном соусе        50

Каша вязкая рисовая   100

Отвар шиповника с сахаром         150

Хлеб ржаной      15

 

 

Ведущий специалист (инженер-технолог по питанию)

сектора по организации питания ГЦХОУ                                                                                М.П. Политанская  

 

2-ая неделя  СУББОТА

ЗАВТРАК

Бутерброд с маслом    35

Каша жидкая молочная рисовая   150

Какао с молоком         150

ОБЕД

Винегрет овощной с маслом растительным    40

Щи из свежей капусты с картофелем со

сметаной со свежей зеленью 150/3/1

Рыба, запеченная в сметане с морковью          62

Пюре картофельное    100

Компот из свежих плодов    150

Хлеб ржаной      20

Хлеб пшеничный         20

ПОЛДНИК

Блины на кефире с повидлом        50/8

Блинчики с яблоками 

Сок   150

Фрукты      шт.100

УЖИН

Бабка картофельная со свининой  150

Кефир        150

Хлеб ржаной      20

Хлеб пшеничный         15

 

Ведущий специалист (инженер-технолог по питанию)

сектора по организации питания ГЦХОУ                                                                                      М.П. Политанская                

 

 

2-ая неделя ВОСКРЕСЕНЬЕ

ЗАВТРАК

Бутерброд с джемом   40

Омлет с мясом    50

Каша вязкая гречневая         100

Кофейный напиток с молоком       150

Хлеб ржаной      15

ОБЕД

Салат из белокочанной капусты с огурцами и морковью с маслом растительным        40

Суп картофельный с клёцками на курином бульоне  (при этом закладка масла уменьшается на половину) со свежей зеленью         150/1

Суфле из птицы с рисом и сыром

Плов из птицы    50

Пюре картофельное с морковью   100

Кисель морковный      150

Хлеб ржаной      15

Хлеб пшеничный         20

ПОЛДНИК       

Мусс яблочный  (на манной крупе)        70

Бифидин    150

УЖИН

Сельдь рубленная с луком

Сельдь с луком   30

Картофель отварной   100

Чай с сахаром     140/10

Хлеб ржаной      10

Хлеб пшеничный         20

Ведущий специалист (инженер-технолог по питанию)

сектора по организации питания ГЦХОУ                                                                                      М.П. Политанская               

 

 

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ

в зимне-весенний период детей дошкольного возраста      

Суббота     1 неделя

ЗАВТРАК

        

Бутерброд с маслом    35

Каша жидкая молочная ячневая   200

Кофейный напиток с молоком       200

 

ОБЕД       

Салат из свеклы с черносливом орехами и

чесноком с маслом растительным50

Бульон «Чебурашка»              200

Рулет с луком и яйцом          70

Макаронные изделия отварные     150

Кисель из свежих яблок        200

Хлеб ржаной      50

Хлеб пшеничный         30

ПОЛДНИК

Суфле творожное со сметаной      150/15

Сок   200

Фрукты      шт./140

УЖИН

Салат «Витаминный»

с растительным маслом        50

Котлеты «Здоровье»   80

Пюре картофельное    150

Чай с сахаром     187,13

Хлеб ржаной      40

Хлеб пшеничный        30

Ведущий специалист

(инженер-технолог по питанию)  ГЦХОУ      М.П. Политанская

 

    

Воскресенье    1 неделя

ЗАВТРАК

Бутерброд с мёдом      50

Каша вязкая пшеничная       150

Чай с сахаром     187,0/13,0

Хлеб ржаной      20

ОБЕД       

Салат  «Заря» маслом растительным     50

Суп крестьянский с овсяной крупой       200,0/0

Зразы рубленые 70

Пюре картофельное    150

Компот лимонный       200

Хлеб ржаной      50

Хлеб пшеничный         50

ПОЛДНИК       

Булочка вкусная 50

Сок   200

Фрукты      шт./140

УЖИН     

Кальмары в сметанном соусе        70

Каша вязкая рисовая   150

Отвар шиповника с сахаром (вариант 2)         200

Хлеб ржаной      20

Гематогеша         30

 

Ведущий специалист

(инженер-технолог по питанию) ГЦХОУ                 М.П. Политанская

 

Суббота     2 неделя

ЗАВТРАК

Бутерброд с маслом    35

Каша жидкая молочная рисовая   200

Какао с молоком         200

Гематогеша         30

ОБЕД

Винегрет овощной с маслом растительным    50

Щи из свежей капусты с картофелем со сметаной

со свежей зеленью       200/4/1

Рыба, запеченная в сметане с морковью          80

Пюре картофельное    150

Компот из свежих плодов    200

Хлеб ржаной      40

Хлеб пшеничный         40

ПОЛДНИК

Блины на кефире с повидлом       

Блинчики с яблоками  70

Сок   200

Фрукты      шт.140

УЖИН     

Бабка картофельная со свининой  200

Кефир        200

Хлеб ржаной      50

Хлеб пшеничный         20

 

Ведущий специалист

 

(инженер-технолог по питанию) ГЦХОУ      М.П. Политанская

 

Воскресенье 2 неделя

ЗАВТРАК

Бутерброд с джемом   50

Омлет с мясом    70

Каша вязкая гречневая         150

Кофейный напиток с молоком       200

Хлеб ржаной      20

 

ОБЕД

Салат из белокочанной капусты с огурцами

 и морковью с маслом растительным     50

Суп картофельный с клёцками на курином бульоне 

со свежей зеленью       200/1

Плов из птицы    200

Кисель морковный      200

Хлеб ржаной      40

Хлеб пшеничный         40

 

ПОЛДНИК

Мусс яблочный  (на манной крупе)        100

Бифидин    150

 

УЖИН

Сельдь с луком   40

Картофель отварной   150

Чай с сахаром     187,13

Хлеб ржаной      30

Хлеб пшеничный         30

 

Ведущий специалист

(инженер-технолог по питанию) ГЦХОУ    М.П. Политанская

 

 

 

 

МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ

 детей раннего возраста

 

1-ая неделя СУББОТА

ЗАВТРАК
Бутерброд с маслом 35
Каша жидкая молочная овсяная 150
Кофейный напиток с молоком 150
ВТОРОЙ ЗАВТРАК
Фрукты шт./100
ОБЕД
Салат из белокочанной капусты с огурцами и сладким перцем с маслом растительным 40
Суп картофельный с фасолью со свежей зеленью 150/1
Рулет с луком и яйцом 50
Макаронные изделия отварные 100
Кисель из свежих яблок 150
Хлеб ржаной 20
Хлеб пшеничный 20
ПОЛДНИК
Суфле творожное со сметаной 100,10
Сок 150
Фрукты шт./100
УЖИН
Салат «Витаминный» с растительным маслом 40
Котлеты «Здоровье» 60
Картофель отварной 100
Чай с сахаром 140/10
Хлеб ржаной 20
Хлеб пшеничный 15

 

 

1-ая неделя ВОСКРЕСЕНЬЕ

ЗАВТРАК
Бутерброд с мёдом 40
Омлет с сыром 50
Каша вязкая пшеничная 100
Чай с сахаром 14,0/10
Хлеб ржаной 15
ВТОРОЙ ЗАВТРАК
Сок 150
ОБЕД
Салат из редиса с маслом растительным 40
Суп картофельный со щавелем со свежей зеленью 150/3/1
Зразы рубленые 50
Пюре картофельное 100
Компот лимонный 150
Хлеб ржаной 20
Хлеб пшеничный 40
ПОЛДНИК
Выпечка 50
Сок 150
Фрукты шт./100
УЖИН
Салат из свежих помидоров со сладким перцем с маслом растительным 40
Кальмары в сметанном соусе 50
Каша вязкая рисовая 100
Отвар шиповника с сахаром (вариант 2) 150
Хлеб ржаной 15

 

2-ая неделя СУББОТА

ЗАВТРАК
Бутерброд с маслом 35
Каша жидкая молочная рисовая 150
Какао с молоком 150
ВТОРОЙ ЗАВТРАК
Сок 150
ОБЕД
Салат из свежих огурцов и помидоров с маслом растительным 40
Щи из свежей капусты с картофелем со сметаной со свежей зеленью 150/3/1
Рыба, запеченная в сметане с морковью 62
Картофель отварной
с зеленью свежей укропа 100
Компот из свежих плодов 150
Хлеб ржаной 20
Хлеб пшеничный 20
ПОЛДНИК
Блины на кефире с повидлом 50/8
Сок 150
Фрукты шт.100
УЖИН
Бабка картофельная со свининой 150
Кефир 150
Хлеб ржаной 20
Хлеб пшеничный 15

 

2-ая неделя ВОСКРЕСЕНЬЕ


ЗАВТРАК
Бутерброд с джемом 40
Омлет с мясом 50
Каша вязкая гречневая 100
Кофейный напиток с молоком 150
Хлеб ржаной 15
ВТОРОЙ ЗАВТРАК
Фрукты шт./100
ОБЕД
Салат из белокочанной капусты с огурцами и морковью с маслом растительным 40
Суп картофельный с клёцками на курином бульоне со свежей зеленью 150/1
Суфле из птицы с рисом и сыром
50
Пюре картофельное с морковью 100
Кисель морковный 150
Хлеб ржаной 15
Хлеб пшеничный 20
ПОЛДНИК
Мусс яблочный (на манной крупе) 70
Бифидин 150
УЖИН
Сельдь рубленная с луком 30

Картофель отварной 100
Чай с сахаром 140/10
Хлеб ржаной 10
Хлеб пшеничный 20

 

МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ
 детей дошкольного возраста

 

1-ая неделя СУББОТА

ЗАВТРАК
Бутерброд с маслом 35
Каша жидкая молочная овсяная 200
Кофейный напиток с молоком 200
ВТОРОЙ ЗАВТРАК
Фрукты шт./140
ОБЕД
Салат из белокочанной капусты с огурцами и сладким перцем с маслом растительным 50
Суп картофельный с фасолью со свежей зеленью 200/1
Рулет с луком и яйцом 70
Макаронные изделия отварные 150
Кисель из свежих яблок 200
Хлеб ржаной 50
Хлеб пшеничный 30
ПОЛДНИК
Суфле творожное со сметаной 150/15
Сок 200
Фрукты шт./140
УЖИН
Салат «Витаминный» с растительным маслом 50
Котлеты «Здоровье» 80
Картофель отварной 150
Чай с сахаром 187,13
Хлеб ржаной 40
Хлеб пшеничный 30

 

1-ая неделя ВОСКРЕСЕНЬЕ

ЗАВТРАК
Бутерброд с мёдом 50
Омлет с сыром 70
Каша вязкая пшеничная 150
Чай с сахаром 187/13
Хлеб ржаной 20
ВТОРОЙ ЗАВТРАК
Сок 200
ОБЕД
Салат из редиса с маслом растительным 50
Суп картофельный со щавелем со свежей зеленью 200/4//1
Зразы рубленые 70
Пюре картофельное 150
Компот лимонный 200
Хлеб ржаной 50
Хлеб пшеничный 50
ПОЛДНИК
Выпечка 50
Сок 200
Фрукты шт./140
УЖИН
Салат из свежих помидоров со сладким перцем с маслом растительным 50
Кальмары в сметанном соусе 70
Каша вязкая рисовая 150
Отвар шиповника с сахаром 200
Хлеб ржаной 20
Гематогеша 30

 

2-ая неделя СУББОТА

ЗАВТРАК
Бутерброд с маслом 35
Каша жидкая молочная рисовая 200
Какао с молоком 200
Гематогеша 30
ВТОРОЙ ЗАВТРАК
Сок 200
ОБЕД
Салат из свежих огурцов и помидоров с маслом растительным 50
Щи из свежей капусты с картофелем со сметаной со свежей зеленью 200/4/1
Рыба, запеченная в сметане с морковью 80
Картофель отварной с зеленью свежей укропа 150
Компот из свежих плодов 200
Хлеб ржаной 40
Хлеб пшеничный 40
ПОЛДНИК
Блинчики с яблоками 70
Сок 200
Фрукты шт.140
УЖИН
Бабка картофельная со свининой 200
Кефир 200
Хлеб ржаной 50
Хлеб пшеничный 20

 

2-ая неделя ВОСКРЕСЕНЬЕ

ЗАВТРАК
Бутерброд с джемом 50
Омлет с мясом 70
Каша вязкая гречневая 150
Кофейный напиток с молоком 200
Хлеб ржаной 20
ВТОРОЙ ЗАВТРАК
Фрукты шт./140
ОБЕД
Салат из белокочанной капусты с огурцами и морковью с маслом растительным 50
Суп картофельный с клёцками на курином бульоне со свежей зеленью 200/1
Плов из птицы 200
Кисель морковный 200
Хлеб ржаной 40
Хлеб пшеничный 40
ПОЛДНИК
Мусс яблочный (на манной крупе) 100
Бифидин 150
УЖИН
Сельдь с луком 40
Картофель отварной 150
Чай с сахаром 187,13
Хлеб ржаной 30
Хлеб пшеничный 30

 

свернуть

О правильном питании и пользе витаминов

Правильное питание предполагает, что в организм регулярно, в необходимом количестве и оптимальных соотношениях должны поступать многие питательные вещества – белки, углеводы, жиры, вода, минеральные вещества и витамины.
развернуть

Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

    Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

    Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

    Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

    Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

    Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

    Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

    Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

Родителям  на  заметку:

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ;
  • Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
  • Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

    Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

    Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

    Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.                                              

свернуть

О сервировке столе и подаче блюд

Сервировка стола пробуждает аппетит, вызывает приятные эмоции, доставляет эстетическое наслаждение порядком, чистотой и геометрической красотой. Не требуется готовить изысканные блюда, важна самая идея подачи и сервировки блюд.
развернуть

Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

           Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.

           Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.

           Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде. Любой прием пищи начинать с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.

            Первое и второе блюдо каждому ребенку необходимо раздавать персонально. Желательно использовать сервировочные тележки, на которых должна быть подготовлена столовая посуда и первое блюдо. Смену блюд необходимо производить после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.

           Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.

 

Источник: Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РБ 25.04.2000. Раздел 4 «Выдача готовой пищи».

свернуть

Питание дошкольников

Питание детей дошкольного возраста должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.
развернуть

Питание детей дошкольного возраста должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Организация питания 

 Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, требует определенной системы работы, которая обеспечит качество этого важного режимного момента, индивидуализацию, сбалансированность, безопасность.

 Деятельность осуществляется с учетом следующих компонентов:  санитарно-гигиеническогонормативного   оздоровительного и психологического.

Санитарно-гигиенический компонент организации питания связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением и выдачей, соблюдением гигиенических и санитарных требований к процессу приготовления пищи и содержанию пищеблока.

Нормативный компонент подразумевает выполнение   норм питания в соответствии с нормативными документами, регламентирующих выход готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.

Оздоровительный компонент  включает:

· сбалансированное, безопасное питание; 

· индивидуализацию питания для детей, имеющих медицинские противопоказания, избыточный вес, аллергические, гастроэнтерологические и прочие заболевания;

·  увеличение рациона питания в летний период на 10-15 %;

·  обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами.

Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи, использованием индивидуальных приемов руководства , формированием мотивации у дошкольников к здоровой пище. Здесь важно все: качество и эстетический вид предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.

 Выполнение всех этих компонентов должно четко прослеживаться, где функции контроля отводится особая роль.

1. Входной контроль

(при поступлении продуктов питания):

- наличие сопроводительных документов, наличие качественного удостоверения предприятия-изготовителя на продукцию с указанием даты выработки, сорта и категории, срока реализации, пищевой ценности ;

- за качеством доставляемых продуктов;

-  за условиями транспортировки;

- последующими условиями хранения продуктов;

- состояние тары.

2.  Контроль за технологией приготовления пищи, качеством готовых блюд и кулинарных изделий.

- за отпуском продуктов из кладовой;

- соблюдение работниками пищеблока правил обработки сырых и готовых продуктов;

- выполнение поточности технологического процесса;

-  за полной закладкой продуктов

-  за технологией приготовления;

-  контроль за выходом путем контрольного взвешивания

-  снятие пробы с оценкой органолептических показателей (запись в бракеражном журнале)

3. Контроль за санитарным режимом пищеблока:

- расстановка оборудования в цехах;

-  наличие, достаточность, исправность технологического и холодильного оборудования;

-   соблюдение принципа поточности при приготовлении пищи;

- оснащенность производственным инвентарем, кухонной и столовой посудой, разделочными досками;

- их маркировка, условия хранения;

- организация обработки тары, кухонной посуды и производственного инвентаря, наличие и использование моющих и дезинфицирующих средств,

-организация и качество мытья столовой, чайной посуды и столовых приборов.

- соблюдение режима уборки помещения;

- наличие и соблюдения графика генеральной уборки;

- наличие маркированного уборочного инвентаря, условия его хранения;

- соблюдение сроков прохождения медкомиссии, курса санитарного минимума;

- условия сбора и хранения пищевых отходов,

-соблюдение правил личной гигиены сотрудников пищеблока .

4. Контроль за качеством приготовления пищи и соблюдением натуральных норм

- планирование меню в соответствии с утвержденным 10 – дневным меню и рецептуре блюд;

-своевременность доставки продуктов питания, точность веса, количество и качество, ассортимент получаемых продуктов питания;

- правильность составления меню- раскладки;

- правильность определения нормы на каждого ребенка и указания нормы выхода блюд;

-  контроль за выполнением суточного набора продуктов (по накопительной ведомости один раз в 10 дней)

-  подсчет калорийности и соблюдения норм питания на 1 ребенка (один раз в месяц)

- коррекция питания соответственно фактическому количеству детей (добавок, возврат продуктов);

- соблюдение правильной закладки продуктов питания при приготовлении пищи;

- снятие остатков продуктов питания в кладовой, соответствие записям в журнале сырого бракеража  взвешенным продуктам

5. Контроль за организацией приема пиши

- соблюдение выдачи пищи с пищеблока согласно утвержденному графику по возрастным группам;

- соблюдение режима питания (кратность, длительность интервалов между приемами пищи);

-   условия приема пищи, качество сервировки, культура еды;

- объемы и температура блюд, аппетит детей, наличие остатков пищи;

- организация питьевого режима.

Составление детских рационов питания

Питание в яслях-саду осуществляется на основе примерного 10-дневного меню, разработанного с учетом требований законодательных актов, морфологических и функциональных особенностей детского организма. Меню составляется с учетом натуральных норм питания различной длительности пребывания, сезонности. При составлении меню учитывается, что одни продукты должны входить в рацион детей ежедневно, другие - 2-3 раза в неделю. Так в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, коровьего и растительного масла, сахара, хлеба. Допускаются отклонения+, - 10%.

Крупы, мясо, овощи, фрукты, как правило, входят в меню ежедневно, но в один день их можно давать несколько больше, а в другой несколько меньше нормы (в зависимости от приготовленного блюда), однако в течение декады количество этих продуктов должно быть использовано в полном объеме.

Такие продукты, как рыба, яйца, сыр, творог, сметана, можно давать детям не каждый день, но и здесь необходимо следить за полным расходованием установленных нормативов в течение 10 дней.

 

свернуть

Культура питания

Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому в детском саду воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников.
развернуть

Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому в детском саду воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.

В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).

Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).

У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет)формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.

Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).

Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи, к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.

Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.

Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды. Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников.

 

ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте.

Большинство детей посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека.

В Беларуси существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции детских учреждениях.

(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» глава 11. «Требования к организации питания воспитанников учреждения дошкольного образования», выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании Статья 40. «Обеспечение питанием»)

Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:

  1. Формирование представлений о:

значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.

роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.

полезности различных продуктов и блюд.

  1. Воспитание культуры поведения за столом.
  2. Соблюдение гигиенических требований.

Прием пищи должен проходить в хорошо проветриваемой, чистой комнате. Столы расставлены так, чтобы детям было удобно садиться и вставать из- за стола. За столом каждый ребенок имеет свое постоянное место.

Чего не следует допускать во время еды

◊Громких разговоров и звучания музыки.

◊Понуканий, поторапливания ребенка.

◊Насильного кормления или докармливания.

◊Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

◊Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Группа раннего возраста

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки), порционированный хлеб в хлебнице.

Для каждого ребёнка должна быть приготовлена салфетка. Малыш сам расправляет и заправляет её, пользуется ею после еды. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:

-знакомим с правилами поведения за столом,

-развиваем мускулатуру рук, особенно кисти,

-«настраиваем» организм на еду,

-побуждаем малыша к аккуратности.

Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом, а значит, экономится одна процедура мытья рук и лица.

Полоскание рта процедура новая и не такая уж и лёгкая, и педагог должен принимать в ней участие, показывая и рассказывая малышам, что и как нужно делать.

II младшая группа

Достигнув трёхлетнего возраста дети уже умеют и знают. Знают:

-наименования и назначение основных столовых приборов, блюд;

-элементы сервировки стола;

-отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок), --что сделать после еды (поблагодарить прополоскать рот)

Умеют:

-пользоваться ложками и вилкой;

-пить из чашки, есть с тарелок;

-откусывать, жевать;

-пользоваться салфеткой;

-прилагать старания, чтобы быть аккуратными.

Но детям ещё трудно:

-не набирать в рот много пищи;

-не отвлекаться, не разговаривать во время пережёвывания и глотания пищи;

-пользоваться ножом;

-спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;

-есть всё по порядку;

-самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неё все -требуемые процедуры.

К четырём годам ребёнок может:

-сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), тарелки, хлебницу;

-пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой;

-есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт;

-ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики ---от конфет, использованные салфетки, столовые приборы;

-правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно -глотать, прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идёт ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища);

-хорошо полоскать рот после еды;

-помогать взрослому в уборке посуды со стола;

-садится за стол с вымытыми руками, причёсанным и опрятным, не шуметь;

-если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, -справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого;

-перед едой и после неё не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой.

Помните!

Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят и слышат. следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.

Не забывайте!

Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды.

Не фиксируйте!

Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

Средняя группа

У малыша на пятом году жизни меняется отношение к еде: его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько её, насколько она ароматна и т.д.; он весьма чётко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания:

-постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро- это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак»; «Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными» и т.д.;

-ребёнка нельзя заставлять есть. Предлагая ребёнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько порций- зрительно это уменьшает объём пищи и помогает её есть;

-комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво;

-по-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. В этом возрасте они могут делать это правильно- за ручку. Обращайте внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.

Старшая группа

Стол накрывают индивидуальными хлопчатобумажными салфетками. Посуда соответствует возрасту, она одинакова по форме и рисунку. Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать: вилка находиться с левой стороны в том случае, если есть нож, если ножа нет вилка - справа. Нарезанный хлеб выкладывают в хлебницы, которые ставят на каждый стол. Бумажные салфетки, в салфетницах, расставляют на столы. Если на третье подается компот, то его подают в чашках с блюдцами и чайными ложечками.

Сервировка.

  • Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.
  • Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.
  • Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.
  • Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо!
  • Всегда на столах имеются салфетки.
  • Соблюдается последовательность сервировки.

 

Правила поведения за столом

  • Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".
  • Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку
  • Правильно держат ложку.
  • Умеют пользоваться ножом.
  • Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
  • Не едят с целого куска.
  • Не выбирают кусок на тарелке.
  • Рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.
  • Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.
  • Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.
  • При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
  • Не запрокидывают голову во время питья компота.
  • Не наклоняются низко над тарелкой.
  • Пережевывают пищу с закрытым ртом.
  • Не чавкают.
  • Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту.
  • Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.
  • Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх.
  • Благодарят после еды и убирают посуду.
  • При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик.

 

Список литературы

  • Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
  • Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте
  • http://www.moi-dru/konsultac621.html. ..
  • Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста . – М. : Фолиант, 2009. – 272 с.

 

 
свернуть