Организация работы с детьми адаптационных, прогулочных групп с кратковременным пребыванием

На протяжении второго и третьего годов жизни происходят зна­чительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Если в первый год он получал достаточно ласки и внимания со стороны взрос­лых, которые делали все необходимое для обеспечения ведущих ли­ний его развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций. Он жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен, эмоцио­нально уравновешен, при этом понят, принят, любим взрослым. У него начинается новый этап в освоении окружающего мира: фор­мируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами, развивается познавательный интерес.

В целях успешного осуществления деятельности в ГКП необходимо создать благоприят­ный психологический микроклимат, атмосферу эмоционального бла­гополучия. В психологическом словаре раскрывается понятие «эмо­циональное состояние», которое трактуется следующим образом: особое состояние сознания, состояние субъективного эмоциональ­ного комфорта или дискомфорта (мне хорошо — мне плохо) как интегральное ощущение благополучия/неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Это понятие соотносимо с понятием «настроение» как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида.

В психолого-педагогической литературе определяются следующие условия эмоционального благополучие дошкольников:

  • состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;
  • особенности взаимодействия со взрослыми (воспитатель, спе­циалисты);
  • особенности взаимодействия с детьми группы, которую он посещает;
  • эмоциональная обстановка в группе;
  • обстановка в семье.

Эти компоненты взаимосвязаны и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Определены следующие условия создания психологическо­го комфорта:

  • говорить тихо, спокойно;
  • использовать в своей речи ласкательные формы, обороты как можно чаще;
  • петь чаще с детьми и для детей;
  • ценить минуты, когда вы все вместе можете пережить радость от чего-то увиденного или услышанного;
  • стремиться, чтобы дети получали разные интересные впечат­ления;
  • следить, чтобы воспитанникам никогда не было скучно, чтобы они были чем-то заняты;
  • не принуждать детей к участию в каких бы то ни было заня­тиях;
  • поддерживать порядок и следовать нормам справедливости в группе, следить за равным соблюдением принятых норм;
  • создавать положительные традиции в жизни группы;
  • поощрять стремление и попытки детей что-то сделать, не оце­нивая результата их усилий;
  • сохранять внутреннюю убежденность, что каждый ребенок умен и хорош по-своему, вселять в детей веру в свои силы, способ­ности и лучшие душевные качества;
  • не стремиться к тому, чтобы все дети учились и развивались в одном темпе;
  • находить с воспитанниками индивидуальный личный кон­такт и стиль общения. Каждый ребенок должен чувствовать, что вы выделяете его из общей массы.
  • Данные условия являются основополагающими в работе с деть­ми прогулочных и адаптационных групп.

В основу деятельности групп педагогам следует учитывать прин­ципы.

-  Учет ведущей (предметной) деятельности, которая видоизме­няется на разных возрастных этапах. На втором году она предметно-манипулятивная, на третьем — предметно-процессуальная, когда рож­дается сюжетно-ролевая игра.

-  Событийность

Взаимосвязь сенсорно-познавательного, художественно-творчес­кого и физического развития детей. Маленькие дети выполняют только то, что им известно, интересно, что их волнует и эмоциональ­но значимо для них. Педагоги знакомят детей с цветом, формой, звуками и сенсорными качествами, закрепляют данные знания в детской деятельности.

- Партисипативность (разновключенность) всех участников об­разовательного процесса: воспитателей, специалистов, родителей.

-  Взаимосвязь родителей и педагогов в едином пространстве группы. При этом родители — ассистенты, а педагог наблюдает, анкетирует, проводит опрос и консультации родителей.

Планирование работы целесообразно осуществлять по тематическим неделям.

Примерные задачи при планировании работы с детьми.

  • формировать у детей навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • обучать умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят и на том, кто говорит;
  • развивать и гармонизировать эмоциональное и ситуативно-деловое общение детей со взрослыми, формировать эмоциональные контакты со сверстниками;
  • формировать навыки общения в вербальной и невербальной форме, стимулируя появление и развитие экспрессивной речи;
  • обучать через подражание игровым действиям, основанным на опыте ребенка и являющимся отражением в условной форме совершаемых им лично или наблюдаемых реальных действий;
  • организовывать совместную игровую деятельность детей.

Важно создать атмосферу любви к ребенку, удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии интересной деятельности.